Индивидуальность человека и развитие личности

Сегодня предлагаем обсудить статью: "индивидуальность человека и развитие личности". В статье вы найдете тематические источники, которые помогут разобраться со всеми вопросами.

Индивидуальность. Пути развития индивидуальности.

Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении «закрытой» системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.

Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости «ядра субъективности», способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. «Ядро субъективности», по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.

По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости «Я-концепции», избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.

Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.

Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.

Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием «ядро субъектности». Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.

Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.

Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения «Я-концепции», «Я-реального» и «Я-идеального». Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает «потенциальные миры» индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности — это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.

Читайте так же:  Что такое биоламинирование волос

В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).

Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.

Быть самим собой — значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.

Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.

Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.

Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.

Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.

Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния «внутренней тишины» (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.

Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к «непохожести», «необычности» индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.

История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на «народные массы», т.е. «среднестатистическую личность», на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами «коллективной психики».

Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.

Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью — способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.

Итак, развитие индивидуальности — это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность — это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.

Личность и индивидуальность

Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

Читайте так же:  Выбираем аптечную мазь от отеков и готовим крем сами

Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Только что родившиеся дети, так похожие друг на друга, с первых минут своей жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего мира. Пусть это проявляется в реакции на приход и уход мамы, особенностях подачи самых примитивных сигналов окружающим или выражении негативного отношения к чему-либо. Ребенок проявляет свободную волю, которая приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних и внутренних факторов.

Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Индивидуальность, таким образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – маловыразительно, малозаметно. Иногда пики внешних проявлений оригинальности личности приходятся на ранние стадии развития человека (от 3 до 5 лет), а затем стихают или приобретают скрытый характер.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Оригинальность интеллекта, например, состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях переработки информации, т.е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера) и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в силе воли, удивительном мужестве, самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или деятельности.

Значительную роль в современном процессе развития индивидуальности личности играют средства массовой информации. Телевизионные программы и передачи например побуждают личность к несколько одностороннему, стандартизированному развитию. Яркие образы восприятия угнетают такие функции мышления, как анализ и самоанализ. Часто акценты в предоставляемых телевидением программах уже расставлены и как бы подталкивают зрителя к определенным выводам. Особенно это опасно для развивающейся личности, которая только начинает свой процесс социализации и часто принимает любую авторитетно заявленную теорию за истину.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении как психологии личности, так и других направлений психологии.

Одним из важнейших, определяющих свойств индивидуальности является способность, выражающаяся в степени качества выполнения той или иной деятельности. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Основой для развития способностей могут быть всевозможные комбинации общих и специальных индивидуально-психологических качеств. Среди самых распространенных можно назвать такие способности, как трудоспособность, выносливость и т.д. Э.А. Голубева выяснила, что сочетание природных предпосылок социальных способностей составляет сложные системокомплексы. Так, например, при развитых лингвистических способностях люди отличаются пассивностью, преобладанием зрительной памяти над всем другим, развитыми второсигнальными функциями. Люди с коммуникативными склонностями запоминают информацию большей частью на слух, в качестве общих характеристик у них наблюдается подвижность психики и нервной системы. При способностях к музыкальному самовыражению на первый план выходят лабильность нервной системы в разных возрастах, большая восприимчивость и чувствительность, а также преобладание непроизвольного уровня регуляции.

Способности – это те особенности психологии человека, которые определяют продуктивность получения различных навыков и умений, но наличие способности к чему-то не означает изначального обладания уже заложенными умениями и навыками. Способности человека выступают только тенденцией к более легкому освоению тех или иных знаний. Так же, как засеянное поле является лишь возможностью по отношению к будущему урожаю, который может вырасти из семян, но лишь при благоприятных условиях, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

В том случае, когда определенный набор свойств личности совпадает с требуемыми в данной сфере труда, а освоение профессии происходило достаточно легко и в установленные сроки, есть смысл говорить о наличии у данного человека способностей к этой конкретной деятельности.

Поскольку человек отличается от другого как раз своими способностями, этот набор качеств можно назвать индивидуально-психологическими особенностями. Система способностей, присущих человеку, включает в себя качества основные (свойства, непосредственно относящиеся к преобладающей деятельности (музыкальный слух певца или зрительная память художника)) и дополнительные (свойства, не имеющие прямого отношения к выполняемой основной деятельности, но помогающие справляться со своими обязанностями достаточно качественно (хороший глазомер у строителя или выносливость у водителя-дальнобойщика)).

Но и ведущие, и вспомогательные компоненты образуют единство, обеспечивающее качественный уровень обучения и воспитания, и вместе с тем определяют особенные способы и методы, связанные с личными качествами педагога.

К числу общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические характеристики, определяющие принадлежность индивида к одному из трех типов людей. И.П. Павлов классифицирует их как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Эта типология образована в процессе учения о том, что высшая нервная деятельность определяется существованием в ней двух сигнальных систем:

  • образной и эмоциональной;
  • сигнализации образов посредством слова – сигнала сигналов.
Читайте так же:  Как вести себя с женатым мужчиной

Художественный тип характеризуется преобладанием сигналов первой сигнальной системы, мыслительный – относительным преобладанием сигнала сигналов, средний тип людей – равным наличием обеих сигнальных систем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, художественному типу присуща красочность образов, формируемых непосредственным воздействием реального впечатления, переживаний, эмоций. Мыслительному типу – абстрактное восприятие и построение логических систем, теоретизирование. Но в то же время наличие у человека например художественных способностей вовсе не означает, что он должен стать или станет в дальнейшем выдающимся или даже посредственным художником. Просто представителю этого типа легче, чем другому, освоиться в деятельности, требующей впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Поэтому часто существуют стереотипы представлений о той или иной профессии, которые в реальной жизни очень часто подтверждаются.

Способности мыслительного типа дают возможности для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Применение своим способностям представители этого типа могут найти в таких предметах, как математика, философия, физика, языкознание и т.д. Здесь должны пригодиться перечисленные качества для овладения основами этих наук, а возможно, и для достижения некоторых высот в них.

В заключение надо сказать, что присутствие у человека ярко выраженных предпосылок конкретного типа не означает его полной бездарности в других областях. Можно говорить лишь об относительном преобладании одних компонентов психики над другими. Но при этом все же вторая сигнальная система абсолютно преобладает над первой, поскольку языковые и мыслительные свойства имеют решающее значении в профессиональной деятельности, а творческое отражение мира опосредуется мыслями, выраженными словесно. Областью преобладания первой сигнальной системы можно назвать эмоциональные образные реакции, переживаемые человеком во сне, здесь осознанные процессы мышления теряют свою силу.

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Характеристика индивидуальности

Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

Читайте так же:  Что делать, чтобы парень влюбился

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия «субъект психической активности» (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью — это иметь сформированное, зрелое «ядро субъектности», а быть субъектом — значит быть творцом своего жизненного пути.

Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего «замкнутого контура». Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Индивидуальность человека и развитие личности

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Читайте так же:  Отношение к измене это плохо или хорошо

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Что представляет собой индивидуальность

Индивидуальность – это свойство быть непохожим на остальных. Это слово подходит ко всему, что нас окружает. Обычный камушек на дороге, цветок в поле или на клумбе, любое дерево или куст, птица или другое животное по-своему уникальны. Все встречается в природе в единственном экземпляре, даже если входит в состав комплекса камней, целого букета, леса полного деревьев и кустов, даже если это часть целого класса или отряда некоего вида животных. Все в нашем мире разное. Касается это, естественно, и человека.

С психологической точки зрения, конечно, интереснее узнать об индивидуальности человека. Мы все разные. Это отличие начинается в различии генетического кода, набора хромосом и заканчивается непохожестью поведения, темперамента и характера каждого из нас. В каждом есть что-то свое личное: свой цвет глаз, волос, рост и вес, тип телосложения; манера разговора и голос; свой характер и темперамент; свое отношение к окружающему. Это делает нас разными в глубоком смысле этого слова. Каждый мыслит и делает по-своему. Однако индивидуальность это нечто более широкое, чем просто установленный природой набор признаков. Индивидуальность человека, как личности, развивается в течение всей жизни. Биологически, как индивиды, то есть, как представители рода человеческого, мы очень схожи. У всех с рождения два глаза и два уха, один рот и нос, две руки и две ноги. У некоторых бывают одинаковые признаки: один цвет глаз или волос, один цвет кожи, схожие формы носа и губ и т. д. Однако мы очень отличаемся друг от друга. Это отличие накапливается постепенно и придает нам индивидуальности.

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Источники

Индивидуальность человека и развитие личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here